Военно - политическое обозрение » Публикации » Международная солидарность с Палестиной: шансы на практическую реализацию

Международная солидарность с Палестиной: шансы на практическую реализацию

Публикации
11:47, 29 ноябрь 2023
0
0
Разрыв между формальной заботой и реальным равнодушием становится слишком заметным.

29 ноября будет в очередной раз отмечаться один из самых странных «международных дней» ООН. В 1977 году Генеральная Ассамблея постановила ознаменовать 29 ноября как Международный день солидарности с палестинским народом – именно в этот день, в 1947 году ООН была принята резолюция о разделе Палестины на два самостоятельных государства.

Интересно название международного дня, где речь идет о «палестинском народе», а не Палестине, как государстве. Тем самым ясно обозначен фон вопроса, где существуют палестинцы, но вот их права на государственные измерения становятся неочевидными. 1 декабря 2005 года Генеральная Ассамблея попросила Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и Отдел по правам палестинцев ежегодно, 29 ноября, организовывать ежегодную выставку по теме «Права палестинцев» и предложила государствам-членам продолжать обеспечивать самую широкую поддержку и освещение проведения этого дня солидарности.

Более того. Выставка посвящена Накбе — как её характеризует сайт ООН, «катастрофе, случившейся во время арабо-израильской войны 1948 года, когда более половины палестинского народа были изгнаны из своих домов и стали беженцами». ООН буднично сообщает, что и сейчас около 6 миллионов палестинцев по сей день остаются беженцами, сотни тысяч были изгнаны уже после 1948 года, а во время текущей войны в Газе убиты «тысячи». Саму войну в Газе генсек ООН назвал «гуманитарной катастрофой».

Государство Палестина официально признано большинством государств мира и входит в состав Лиги Арабских Государств. Хотя его упорно не признают многие страны ЕС, Япония и ряд других государств, обладающих ресурсами и влиянием. Например, по этой причине Палестина, несмотря на более чем широкое признание, не имеет статуса полноправного члена ООН: чтобы получить такой статус, страна должна иметь поддержку 2/3 государств — членов организации (в настоящее время это означает необходимость поддержки со стороны 129 из 193 государств), а Палестину признали 138 стран. Зато не признали 3 постоянных члена Совбеза США, Британия и Франция, одобрение которых необходимо для получения статуса полноправного членства в ООН.

Обещания признать Палестину «полноценным» государством звучат регулярно, в том числе от руководства США. Например, в сентябре 2010 года, выступая на сессии ГА ООН, об этом заявил президент США Барак Обама. Уточнив, что если удастся разрешить арабо-израильский конфликт, то «независимое палестинское государство через год может войти в состав ООН».

Другими словами, Палестина — это уникальное общественно-политическое явление. Её признает государством большинство стран мира, ещё большее количество стран (включая США) заявляют о необходимости выполнить-таки резолюцию ООН от 1947 года о создании двух государств, палестинского и еврейского. Вплоть до последнего момента сохранялся статус-кво, при котором за палестинский народ переживали официально и на высоких уровнях в крупнейших державах, но на практическом уровне забота Запада ограничивалась всего лишь отправкой палестинцам дозированной гуманитарной помощи.

Очередное обострение на Ближнем Востоке после атаки ХАМАС 7 октября на Израиль может стать формой кризиса, после которой он перейдет в новое качество. Возможно, имеется шанс и на выход из него.

Качественным отличием международной реакции на новую фазу конфликта стало увеличение числа тех, кто высказался в поддержку Палестины. По сравнению с прежними периодами серьезно изменился геополитический пейзаж в целом. Глобальный Юг далек от завершенной субъектности, и вряд ли получит её когда-либо. Но за счет инкорпорирования крупных стран Юга в БРИКС+, усиления Лиги арабских государств и Латинской Америки, уже нет ситуации, когда на «произраильской» стороне находится ограниченное число стран с большим влиянием, а на противоположном полюсе – не обладающее реальными рычагами большинство.

В открытую Палестину поддержал Иран. Почти все страны Лиги арабских государств, в том числе Оман, Йемен и Катар, назвали причиной нападения ХАМАС «израильскую оккупацию палестинских территорий». Вторжение поддержала и правящая Афганистаном группировка Талибан, находящаяся под санкциями ООН, а также КНДР, Пакистан, Йемен, Иордания, Ливан, Кувейт, Турция, Бахрейн.

В основном, «помощь» осуществлялась на уровне риторики и обещаний. Например, начальник Генштаба Пакистана заявил: «Если Израиль начнет наземную операцию против сектора Газа, мы предоставим поддержку для ХАМАС в виде баллистических ракет». Однако, поставок пакистанских ракет, насколько известно, не состоялось.

Тем не менее, дипломатические последствия имели место быть. Парламент Бахрейна принял решение об отзыве посла из Израиля и прекращении экономических отношений с Западным Иерусалимом. Послов в Израиле отозвали Иордания, Колумбия и Чили, а Боливия и ЮАР полностью разорвали с Израилем дипломатические отношения.

ЮАР намерена поддержать палестинский иск в Международный суд ООН против еврейского государства, такое же намерение выразила и Турция. Стоит отметить, что позиция ЮАР и Ирана так или иначе вовлекает на сторону Палестины и весь БРИКС, хотя предлагаемые внутри альянса идеи урегулирования конфликта разнятся.

Главы стран БРИКС 21 ноября провели внеочередные консультации, посвященные войне между Израилем и ХАМАС. Встречу инициировал президент ЮАР Сирил Рамафоса. В итоговом коммюнике лидеры государств призвали к немедленному прекращению боевых действий, гуманитарному перемирию, освобождению удерживаемых ХАМАС заложников и переговорам по созданию суверенного и независимого государства Палестина. Крайне точки зрения, вроде предложения Ирана объявить Израиль и ЦАХАЛ террористическими группировками по понятным причинам не прошли.

Аморфным, но без сомнения важным «союзником» Палестины стало глобальное гражданское мнение. По всему миру проходят демонстрации, которые в подавляющем большинстве направлены на поддержку Палестины. В октябре определенной сенсацией для СМИ стала поддержка Палестины отделением движения BLM в Лос-Анжелесе. В действительности солидаризация воукеров и «левых» с Палестиной имеет место как минимум с 2021 года. Когда-то пропалестинскую статью лично написал кандидат в президенты США Берни Сандерс.

В официальном заявлении TikTok, опубликованном 13 ноября, указано, что поддержка Палестины среди молодежи наблюдалась задолго до появления самого приложения. Это подтверждается данными опросов Gallup, начиная с 2010 года, которые показывают, что молодое поколение американцев симпатизирует Палестине в большей степени, в отличие от старших поколений, склонных поддерживать Израиль.

К середине ноября 2023 года хештег #freepalestine имел 25,5 миллиардов просмотров в TikTok, в то время как #standwithisrael насчитывал 440 миллионов. В запрещенных на территории РФ мессенджерах Instagram и Facebook наблюдалась та же картина.

По мнению социологов, ещё в нулевых годах состоялся важный с точки зрения Ближнего Востока переход – для поколения, вошедшего в фазу активности, такие понятия как Холокост являются уже достаточно отдаленной историей. Исторической вины, даже те, чьи предки имели «коллективное отношение» к преступлениям против евреев уже не чувствуют за давностью событий, а вот понимание явной несправедливости по отношению к палестинцам возникает само по себе. Следовательно, негатив по отношению к Израилю будет прогрессировать в массовом сознании.

Общественное мнение сказывается на политике. Например, в США уже вынуждены соотносить риторику с тем, что мусульманская община в стране оказывается значимым электоральным фактором. Свыше 70% молодёжи, поддержавшей Байдена, теперь настроена антиизраильски.

Этот механизм, разумеется, ощутим максимально в исламских странах. Всё более частым явлением оказывается переход от нейтралитета к требованиям прекратить огонь – эти призывы обращены только к Израилю под впечатлением от совершенно неизбирательных бомбардировок ЦАХАЛ густонаселенных районов сектора Газа. Например, Турция и Саудовская Аравия в начале войны склонялись к нейтралитету, призывая обе стороны к деэскалации, но действия ЦАХАЛ вынудили их сменить риторику на пропалестинскую.

Текущая война в секторе Газа может оказаться последней, в которой Израиль выступает в качестве «жертвы, несущей справедливое возмездие агрессору» – хотя и сейчас такое позиционирование достигается с большим трудом. Геополитическая роль Глобального Юга будет возрастать всё больше, а силовой зонтик Запада, который позволяет Израилю реализовывать силовые решения и цементировать неисполнение резолюций ООН тоже не вечен.
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.